Меню

У стиляг были джинсы



Как в СССР появились стиляги, почему их недолюбливали и называли шпионами

Откуда взялись стиляги и что означает это слово

В конце 1940-х годов в СССР стали появляться первые стиляги, иначе говоря, молодежь, которую не устраивали стереотипы социалистического общества. Некоторая циничность в суждениях, аполитичное поведение и пренебрежение отдельными нормами общепринятой морали стали отличительными чертами этого движения. Трофейная одежда и обувь, образы из западных журналов составили базу для непривычного внешнего вида стиляг.
Многих привлекала модель поведения, показываемая в иностранном кино. Казалось, что «там» все иначе, легко, просто, оригинально. Понятно, что это было не так, но чем меньше информации, тем привлекательнее.

Термин «стиляга» возник в 1949 году. Тогда был опубликован сатирический фельетон Д. Г. Беляева в знаменитом юмористическом журнале «Крокодил». В очерке был описан обычный школьный вечер, куда пришел молодой человек, ярко одетый, смешно танцующий, подражающий иностранцам, то есть имеющий странный стиль. На деле он оказался необразованным и тщеславным человеком.

Есть и еще одна версия: слово стиляги пришло из джазовой среды. Музыканты использовали слово «стилять», что можно было перевести как «красть», то есть повторять чей-то музыкальный стиль. Саксофонисты, например, говорили «Стилягу дует». Сами представители движения использовали термин «штатники», что подразумевало любовь к одежде американского производства.

Носки разного цвета и буги-вуги как любимый танец стиляг

Первые представители движения одевались весьма комично. Молодые люди надевали широкие брюки обязательно яркого цвета, свободные пестрые пиджаки, широкополые шляпы, обувь с острыми носами, рубашки с гавайским рисунком, галстуки с изображением драконов, птиц, макак. Очень модной была «фишка» с цветными носками разного цвета. Позднее стали, наоборот, модны брюки-дудочки, дефицитные джинсы, тонкие галстуки с узелком и зонт-трость.

К 60-м годам мода сместилась в сторону строгих плащей, элегантных пальто в британском стиле. Носили стиляги дефицитные шерстяные костюмы, грубые солдатские ботинки и элегантные туфли с перфорацией на носке. Писком моды был кок на голове, как у Элвиса и усики-«мерзавчики».

В отличие от мужчин, девушки-стиляги не могли похвастаться собственным стилем. Они использовали фасоны, найденные в журналах из Прибалтики или дружественных соцгосударств. Выбирались красивые пышные или наоборот узкие юбки, цветные блузки с принтом, остроносые туфли.

Девушки ярко красили губы и густо подводили глаза. В качестве прически сооружали «венчик мира», то есть укладывали завитые волосы в виде круговой волны, а после появления ленты «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо начали делать так называемую бабетту, как у прекрасной актрисы.

Любимым танцем стиляг считался буги-вуги, появившийся в Европе и основанный на афро-американских танцах. Вне конкуренции был рок-н-рол. Молодежь слушала Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Кому-то даже удавалось достать пластинки с их записями. А иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку со снимками, называлось это «рок на костях». Когда появились магнитофоны, стало проще.

Кто они? Шпионы или просто раскрепощенная молодежь?

В СССР стиляг часто изображали в фильмах, и это были не слишком приятные образы. Преступник, злодей, бездельник, безработный или презираемый отшельник — такими они представали перед зрителями. В очерках и фельетонах из них делали алкоголиков и деградирующих персонажей. А в журналах частенько появлялись карикатуры, где стиляги были настоящими мятежниками или ужасными иностранными шпионами.

С 1950-х годов началось преследование представителей этой субкультуры. Их «песочили» на комсомольских собраниях, дружинники гонялись за ними по улицам, милиционеры доставляли в отделения, где стиляг снимали на фотопленку для позорящих статей. Группы агрессивно настроенной молодежи могли испортить им одежду или даже насильно обрезать волосы.

Иногда случались просветы. Например, в 1956 году, когда состоялась выставка работ великого Пикассо или в 1959 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор со своими прекрасными моделями. Ну и, конечно же, приятным был 1957 год, ознаменованный молодежно-студенческим фестивалем. Но культурные мероприятия заканчивались, и давление начиналось снова.

Словечки, которые использовали стиляги и которые до сих пор в ходу

Стиляги использовали забавные фразы и слова, то есть говорили на собственном сленге. Не все понимали, что в основном тут использовался английский язык, просто к словам для удобства были добавлены окончания и суффиксы, привычные для русского уха. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, «шузы» (shoes), о которых говорила знаменитая Верочка из «Служебного романа» спустя много лет — это не что иное, как обычная обувь на достаточно высокой подошве. Иногда стиляги шли в кино «лукать» (look) фильм. В переводе это означает смотреть. Известные места, где проходили встречи, называли Бродвей. Обычно это была центральная улица какого-то города.

Приход к власти Хрущева и исчезновение молодежного движения

Когда к власти пришел Никита Хрущев, субкультура стиляг постепенно стала исчезать. Возможно, это связано с некоторыми допущенными правительством послаблениями. У молодежи появились другие, новые увлечения и интересы.

В середине 60-х годов XX века стиляги встречались все реже и реже. Тем не менее, еще долгое время модных, ярко одевающихся или пытающихся создать свой стиль молодых людей и девушек называли стилягами. Этот термин постепенно стал означать «модный человек».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Как в СССР появились стиляги

Многие представители молодого поколения узнали о стилягах из известного фильма с одноименным названием. Сегодня сложно представить, что бывали времена, когда в обществе строго осуждалось любое проявление интереса к западной или американской культуре. Необычно одетые и странно разговаривающие молодые люди вызывали интерес и в то же время порицание. Читайте, как возникло движение стиляг, какая одежда была модна среди них и почему представителей этой субкультуры называли шпионами.

Читайте также:  Сочетание цвета брюк рубашкой

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ СТИЛЯГИ И ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО

В конце 1940-х годов в СССР стали появляться первые стиляги, иначе говоря, молодежь, которую не устраивали стереотипы социалистического общества. Некоторая циничность в суждениях, аполитичное поведение и пренебрежение отдельными нормами общепринятой морали стали отличительными чертами этого движения. Трофейная одежда и обувь, образы из западных журналов составили базу для непривычного внешнего вида стиляг.

Многих привлекала модель поведения, показываемая в иностранном кино. Казалось, что «там» все иначе, легко, просто, оригинально. Понятно, что это было не так, но чем меньше информации, тем привлекательнее.

Термин «стиляга» возник в 1949 году.

НОСКИ РАЗНОГО ЦВЕТА И БУГИ-ВУГИ КАК ЛЮБИМЫЙ ТАНЕЦ СТИЛЯГ

Первые представители движения одевались весьма комично. Молодые люди надевали широкие брюки обязательно яркого цвета, свободные пестрые пиджаки, широкополые шляпы, обувь с острыми носами, рубашки с гавайским рисунком, галстуки с изображением драконов, птиц, макак. Очень модной была «фишка» с цветными носками разного цвета. Позднее стали, наоборот, модны брюки-дудочки, дефицитные джинсы, тонкие галстуки с узелком и зонт-трость.

К 60-м годам мода сместилась в сторону строгих плащей, элегантных пальто в британском стиле. Носили стиляги дефицитные шерстяные костюмы, грубые солдатские ботинки и элегантные туфли с перфорацией на носке. Писком моды был кок на голове, как у Элвиса и усики-«мерзавчики».

В отличие от мужчин, девушки-стиляги не могли похвастаться собственным стилем. Они использовали фасоны, найденные в журналах из Прибалтики или дружественных соцгосударств. Выбирались красивые пышные или наоборот узкие юбки, цветные блузки с принтом, остроносые туфли.

Девушки ярко красили губы и густо подводили глаза. В качестве прически сооружали «венчик мира», то есть укладывали завитые волосы в виде круговой волны, а после появления ленты «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо начали делать так называемую бабетту, как у прекрасной актрисы.

Любимым танцем стиляг считался буги-вуги, появившийся в Европе и основанный на афро-американских танцах. Вне конкуренции был рок-н-рол. Молодежь слушала Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Кому-то даже удавалось достать пластинки с их записями. А иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку со снимками, называлось это «рок на костях». Когда появились магнитофоны, стало проще.

КТО ОНИ? ШПИОНЫ ИЛИ ПРОСТО РАСКРЕПОЩЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ?

В СССР стиляг часто изображали в фильмах, и это были не слишком приятные образы. Преступник, злодей, бездельник, безработный или презираемый отшельник — такими они представали перед зрителями. В очерках и фельетонах из них делали алкоголиков и деградирующих персонажей. А в журналах частенько появлялись карикатуры, где стиляги были настоящими мятежниками или ужасными иностранными шпионами.

С 1950-х годов началось преследование представителей этой субкультуры. Их «песочили» на комсомольских собраниях, дружинники гонялись за ними по улицам, милиционеры доставляли в отделения, где стиляг снимали на фотопленку для позорящих статей. Группы агрессивно настроенной молодежи могли испортить им одежду или даже насильно обрезать волосы.

Иногда случались просветы. Например, в 1956 году, когда состоялась выставка работ великого Пикассо или в 1959 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор со своими прекрасными моделями. Ну и, конечно же, приятным был 1957 год, ознаменованный молодежно-студенческим фестивалем. Но культурные мероприятия заканчивались, и давление начиналось снова.

СЛОВЕЧКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ СТИЛЯГИ И КОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР В ХОДУ

Стиляги использовали забавные фразы и слова, то есть говорили на собственном сленге. Не все понимали, что в основном тут использовался английский язык, просто к словам для удобства были добавлены окончания и суффиксы, привычные для русского уха. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, «шузы» (shoes), о которых говорила знаменитая Верочка из «Служебного романа» спустя много лет — это не что иное, как обычная обувь на достаточно высокой подошве. Иногда стиляги шли в кино «лукать» (look) фильм. В переводе это означает смотреть. Известные места, где проходили встречи, называли Бродвей. Обычно это была центральная улица какого-то города.

ПРИХОД К ВЛАСТИ ХРУЩЕВА И ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Когда к власти пришел Никита Хрущев, субкультура стиляг постепенно стала исчезать. Возможно, это связано с некоторыми допущенными правительством послаблениями. У молодежи появились другие, новые увлечения и интересы.

В середине 60-х годов XX века стиляги встречались все реже и реже. Тем не менее, еще долгое время модных, ярко одевающихся или пытающихся создать свой стиль молодых людей и девушек называли стилягами. Этот термин постепенно стал означать «модный человек».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кто же такие «стиляги»? История возникновения субкультуры

Стилягами называли молодежную субкультуру, возникшую в СССР в середине XX века. Модное движение просуществовало более 20 лет и оставило глубокий след в истории. Даже сегодня многие устраивают вечеринки в стиле стиляг и пытаются подражать молодежи того времени. Что же такого особенного было в данной субкультуре, которую многие пытались наследовать?

Читайте также:  Как быстро сшить домашние брюки

Первые стиляги

Стиляги впервые были замечены в 1940-х годах на просторах Советского Союза. Основой субкультуры стал протест против советских общественных устоев и стереотипов. Ее приверженцы отрицали многие нормы морали, имели на все свое мнение и держались подальше от политики. Внешне стиляги отличались от общей массы народа ярким и необычным в то время стилем одежды. Их образы дополняли аксессуары, украшения и обувь. В основном приверженцы движения носили вещи, привезенные из-за рубежа. Гардероб стиляг преимущественно состоял из одежды, которая давно вышла из моды за границей, но являлась диковинкой в СССР.

Само понятие «стиляга» закрепилось в народе после публикации очерка Беляева, вышедшего в издании «Крокодил» в 1949 году. Автор описывал школьный вечер, который посетил молодой человек, одетый на иностранный манер. Вел он себя довольно невежественно и тщеславно, хвастаясь ярким нарядом и умением необычно танцевать. Глядя на такого парня, у людей появлялась на лице улыбка. Они испытывали к молодому человеку брезгливую жалость и откровенно посмеивались с него. По другой версии, понятие «стиляга» пришло к нам из музыкального языка. Джазовые музыканты часто используют термин «стилять», что означает «копирование чужого стиля».

Фишки гардероба

Узнать стиляг на улице в 1940-х годах можно было по мешковатым двубортным пиджакам ярких расцветок и шляпам с широкими полями. Носили они узкие брюки-дудочки, из-под которых выглядывали пестрые носки. В гардероб стиляг также входили рубашки гавайских расцветок и свитера, украшенные оленями. Подчеркивали модный образ галстуки с обезьянками, драконами или петухами. Обувь стиляги выбирали остроносую и на высокой платформе. Модники часто носили с собой зонтики-трости. Они также были первыми гражданами, которые завезли в СССР джинсы.

Ближе к 1960-м годам стиляги стали выглядеть более сдержанно. В их гардеробе появились плащи строгого кроя, пальто английского стиля, шерстяные костюмы и широкие пиджаки, в карманах которых обязательно находились платочки. Шляпы типа «стетсон» стиляги шили у портных под заказ. Вместо обуви с острыми носками они перешли на американские военные ботинки.

Женщины-стиляги своего уникального стиля не имели. Они в основном копировали образы из журналов мод. Девушки носили пышные юбки и пестрые блузы. На ножках у них были туфельки с удлиненными носками. Представители субкультуры обязательно носили с собой аксессуары, которые считались предметами роскоши. Это могли быть зажигалки, портсигары или авторучки, привезенные из-за границы.

Стильные прически и макияж

Неотъемлемой частью образа стиляги была прическа. Мужчины-модники начесывали волосы у лба или же укладывали их гелем. Подчеркивали мужской стиль узкие усики-«мерзавчики». Модной женской прической в 1950-х годах считалась «венчик мира». Для нее необходимо было завитые волосы уложить вокруг головы. После выхода фильма «Бабетта идет на войну», в котором главную роль сыграла Бриджит Бардо, в моду вошла прическа «начесанная бабетта». Именно ее предпочитала носить героиня картины.

Девушки-стиляги выделялись из толпы за счет броского макияжа. Они использовали намного больше косметики, чем обычные советские дамы. Модницы красили губы яркой помадой и густо подводили глаза.

Особенные манеры

Выдавали стиляг на улице и особые манеры: свободная легкая походка, высоко поднятый подбородок, специфический сленг, любовь к джазу и танцам. Все движения модников были развязными. Вечерами стиляги любили гулять по центральным улицам городов, демонстрируя всем свои наряды. В речи они употребляли много английских слов, которые произносили на русский манер. Например, пиджак стиляги называли «джакеток» (от англ. слова « jacket»). На брюки они говорили «трузера» или «траузера», что напоминало слово «trousers». Частью модного сленга также были: «совпаршив» (одежда и обувь отечественного производства), «таек» (галстук), «тренчкот» (плащ), «хэток» (шляпа), «шузы» (ботинки), «соксы» (яркие носки).

Еще стиляги увлекались джазовой музыкой, зарубежными фильмами и танцами. Их поведение формировали такие картины, как «Тарзан», «Судьба солдата в Америке», «Девушка моей мечты» и другие. Неотъемлемым атрибутом стиляг считался саксофон.

Отношение общества к стилягам

Стиляги никак не вписывались в общепринятые нормы в Советском Союзе, в котором народ был просто серой массой. Поэтому они подвергались преследованиям. Их высмеивали журналисты в газетах и на ТВ, выставляли в нелицеприятном виде на комсомольских собраниях и даже арестовывали. На улицу стилягам порой опасно было выходить: им портили одежду и отрезали волосы. Единицы представителей субкультуры выдерживали подобные гонения. Поэтому движение стиляг то ослабевало, то вспыхивало с новой силой. Считается, что к 60-м годам молодежная субкультура практически исчезла. Но даже спустя десятилетия модников продолжают называть стилягами.

СОК.медиа даёт выжимку самой интересной и важной информации!

Источник

«Стиляги» – история субкультуры

Стиляги — молодежная субкультура в СССР конца 1940-начала 1960-х годов, для которой характерны нонконформизм, следование западному образу жизни (стилю одежды, музыке, танцам и пр.), а также специфический сленг.

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

Читайте также:  Дождевик гриб когда растет

Появление термина «стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.

Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.

Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.

Угасание движения стиляг

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.

Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки , выглядывающие из-под брюк , цветные шелковые или гавайские рубашки , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.

Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы , зонты -трости, узкие галстуки-селедки.

К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки , брюки, яркие блузы с цветочным принтом , туфли с удлиненным носком.

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.

У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».

Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.

Источник