Меню

Первые джинсы для кого шили



150 лет в истории джинсов: От первых моделей для рабочих до модных брендов

Никто не станет спорить с кем, что джинсы в той или иной форме в течение последних десятилетий не выходят из моды. Но это далеко не всегда было так. Фактически, джинсы – это один из многочисленных модных трендов, который определенно имел свои взлеты и падения и развивался в течение длительного времени. В этом обзоре история джинсов – с момента их появления, когда они были одеждой для рабочих, до наших дней, когда они превратились в один из основных предметов одежды во всем мире.

1. 20 мая 1873 года — день рождения джинсов

В конце 1800-х годов джинсовые брюки, которые обычно носили грузчики-мужчины и которые первоначально назывались «спецодеждой-комбинезоном», были довольно обыденным предметом одежды, предназначенным для тяжелой и грязной работы.

Так выглядели первые джинсы.

Но в 1873 году скромный портной по имени Якоб Дэвис обратился к бизнесмену Леви Штраусу с просьбой о финансовой поддержке, чтобы запатентовать его идею – добавить металлические заклепки и пуговицы к джинсовым брюкам, чтобы сделать их более прочными. Итак, 20 мая 1873 года родилась первая пара синих джинсов, которые сегодня известны всем.

2. 1920-е – 1930-е годы — мужские джинсы на Западе

В 1920-х и 1930-х годах джинсы были популярной одеждой в Соединенных Штатах, которую носили шахтеры, ковбои и другие рабочие-мужчины, нуждающиеся в прочной одежде, способной выдержать сильный износ.

Эти нестареющие джинсы.

В 1936 году Леви Страусс (Леви Штраус) добавил свой фирменный красный флажок на задний карман джинсов, сделав их первым предметом одежды, на котором был дизайнерский ярлык. Также в 1930-е годы журнал Vogue показал свою первую модель в джинсовой одежде на обложке, намекнув, что джинсы могут быть модными для женщин, а не только практичной одеждой для мужчин-рабочих.

3. 1950-е годы – рождение стильных джинсов

Подростки начали массово использовать синие джинсы в 1950-х годах, поскольку их в это время стали считать «символом бунтарской моды». Знаковые личности поп-культуры, такие как Джеймс Дин и Марлон Брандо, популяризировали джинсы в фильмах, и этот предмет одежды «плохих парней» даже был запрещен в некоторых школах из-за того, что ассоциировался с бунтарством.

Марлон Брандо и джинсы на экране были неразлучны.

Из-за легкости в стирке и множества разных стилей, джинсы (особенно черные) стали очень популярными среди мужчин, а особенно в моде были такие бренды, как Levi’s, Lee Cooper и Wrangler. Вопреки тому, что многие могли бы подумать, женщины редко носили джинсы в 1950-х годах – это изменение в истории женской моды только предстояло в 60-е годы.

4. 1960-е годы — джинсы хиппи

1960-е годы стали началом эпохи хиппи. Молодое движение свободной любви, которое потрясло американскую культуру, с радостью подхватило идею ношения синих джинсов, символизирующие свободу от более регламентированной одежды. В этом десятилетии в тренде было творческое самовыражение, поэтому персонализация джинсов приветствовалась «на ура».

Хиппи и джинсы неразделимы.

Вышивка, яркие цвета, отбеленные джинсы, стразы и заплатки были лишь некоторыми из тенденций хиппи-джинсов того времени. Популярными стали расклешенные джинсы, брюки с заниженной талией и джинсовые миксы double denim. Также в это время появились и вошли в моду джинсовые куртки, особенно украшенные шикарными наклейками.

5. 1970-е годы – Джинсы как символ американской культуры

Хотя тенденция джинсов как контркультуры, начавшаяся в 1960-х годах, продолжалась и в 1970-х годах, джинсовая ткань также стала символом новой всеамериканской сексуальности.

Джинсы как символ американской культуры.

Это было воплощено сексуальными символами десятилетия, такими как Фэрра Фосетт и Лорен Хаттон. Также в 1970-х годы популярными стали джинсовые юбки и джинсовые жилеты.

6. 1980-е годы – рождение дизайнерских джинсов

1980-е годы – это десятилетие, когда ппоявились дизайнерские джинсы. 15-летняя Брук Шилдс снялась в рекламе Calvin Klein, в которой произнесла знаменитую фразу: «Вы хотите знать, что находится между мной и моими джинсами? Ничего!». После этого джинсы начали использовать и другие модельеры.

«Вы хотите знать, что находится между мной и моими джинсами? Ничего!»

Дизайнерские джинсы стали настоящим символом статуса, а такие бренды, как Calvin Klein, Jordache и Gloria Vanderbilt, стали одними из самых популярных в магазинах. Искусственно состаренные, отбеленные и рваные джинсы, равно как и зауженные, были последним «писком моды».

7. 1990-е годы — мешковатые джинсы

Джинсы из 1990-х

Джинсовая мода изменилась в 1990-х годах, когда началась эпоха гранжа. В это время джинсы стиля «карпентер» и комбинезоны стали скорее повседневной, а не стильной одеждой для женщин. Для мужчин рост популярности хип-хопа привел к росту популярности мешковатых джинсов.

8. 2000-е годы — обтягивающие джинсы с заниженной талией

В начале 2000-х годов поп-звезды, такие как Бритни Спирс и Кристина Агилера, популяризировали джинсы с заниженной талией. Джинсы снова стали модной одеждой, которую можно было надевать как на работу, так и на вечеринку.

Обтягивающие джинсы с заниженной талией

А в середине-конце 2000-х годов в результате инноваций в джинсовой технологии свое возрождение пережили обтягивающие джинсы в стиле леггинсов.

9. 2010-е годы – более высокие талии, зауженный низ и инди-бренды

Сегодня тенденция джинсовой моды намного более разнообразна, хотя среди женщин более популярны обтягивающие стили. В отличие от мешковатых версий, которые были популярны в предыдущие десятилетия, современные джинсы в основном прямые, с зауженным низом, из-за их универсальности в качестве повседневных или спортивных брюк.

«Изношенная» джинсовая ткань продолжает оставаться главной тенденцией в этом десятилетии: от слегка потертых колен до кучи дыр на брюках. Также в тренде завышенные талии, особенно среди молодых женщин.

Источник

История джинсов. Откуда пошел деним и что дальше стало с ним

История джинсов насчитывает столетия. И, как это всегда бывает, история одного только типа одежды отражает множество процессов в истории разных стран и континентов. Вы думали, джинсы — это сугубо американское изобретение? Это так… и не так. Корнями джинсы уходят в Европу XVI века. Все началось еще в эпоху Итальянского Возрождения.

История джинсов берет начало в Генуе

и само название «джинс» является отдаленной производной от французского «Gene Fustian». Фустьян — это ткань, а Жен — это французское название города Генуя. «Жен фустьян» — это ткань из Генуи. Точная дата этого исторического изобретения неизвестна, но уже в XVI веке в Италии существовала прочная саржевая материя, которую ткали из хлопка, льна или шерсти. Из нее шили удобные штаны прямого кроя для моряков и рыбаков.

Впервые в Америку «жен фустьян» был завезен в начале XVII века. К 1760 году джинсовая саржа стала главной продукцией первой ткацкой фабрики колонистов в Филадельфии, и только в XVIII «жен фустьян» стали производить исключительно из хлопка.

Слово «деним», которое в английском языке используется едва ли не чаще, чем «джинс», тоже уходит корнями в Старую Европу.

Деним происходит от слов Serge de Nim — саржа из Нима

По одной из версий, плотную саржу производили в Ниме, небольшом городе на юге Франции, недалеко от Марселя (и недалеко от Генуи, кстати 😉 По другой версии плотную шерстяную саржу производили в Англии, но дали ей название «де Ним» на французский манер — для солидности. Принцип «французское — значит модное и престижное» работал уже тогда.

Однако есть историки, которые утверждают, что обе версии — и с Генуей, и с саржей из Нима — всего лишь красивые легенды. Возможно, плотная хлопковая ткань, из которой шьют джинсы, была придумана лишь в 1831 году в Америке, в городке Амоскиг, штат Нью-Хемпшир. Но Вы только представьте, легко ли продать нечто под названием «амоскиг»? Вот то-то же. Понятно, почему версии про «жен фустьян» и «серж де Ним» пользуются куда большей популярностью.

Однако, это все была присказка.

Современная история джинсов начинается в середине XIX века

когда Леви Страусс, предприимчивый иммигрант из Баварии, шьет первые штаны на лямках из прочной ткани для тентов. Леви Страусс живет в Сан-Франциско. В Калифорнии бушует Золотая Лихорадка. Сотни крепких мужчин сутки напролет месят грязь и глину, ворочают камни — занимаются тяжелым, абсолютно не гламурным физическим трудом на свежем воздухе. Они надеются отыскать золото — и всю оставшуюся жизнь носить дорогие костюмы из тонкой шерсти. Но пока золото не найдено, им нужны крепкие, немаркие, несносимые и при этом дешевые штаны. Главной одеждой золотоискателей становятся штаны от Леви — Levi’s.

В 1860-е годы Леви Страусс переходит с палаточной ткани на деним, окрашенный в темно-синий цвет, и начинается эра синих джинсов. Существовали, кстати, и другие варианты окрасок денима — черный, серый и, не поверите, золотой! Прикольно смотрелись бы золотоискатели в штанах золотого цвета 😉 Однако здравый смысл победил, и практичные штаны для пролетариата решено были делать синими. Во-первых, синяя краска индиго была стойкой и легкой в использовании. И во-вторых, на синем цвете была не так заметна грязь.

В 1873 Леви Страусс купил у другого иммигранта — портного из России — патент на технологию усиления швов. Прочные и долговечные штаны для рабочего класса стали еще прочнее. К этому моменту синие джинсы и комбинезоны уже были привычной униформой фермеров, строителей и горных рабочих по всему Американскому Западу.

Читайте также:  Варежка для тела жесткая

На этой исторической фотографии золотоискатели Калифорнии в джинсах Levi’s, 1882 год

К 1880-м годам джинсы Levi’s приобрели те черты, по которым их легко отличить и сегодня. Оранжевые нитки прострочки, декоративная строчка «птичкой» на задних карманах (изначально она имела практическое значение — удерживала на месте подкладку кармана), специальная закрепительная прострочка в особо уязвимых местах (например, на углах карманов), заклепки и «болты» для застежки, маленький дополнительный кармашек над правым карманом (изначально он служил для карманных часов) и даже знаменитая нашивка из кожи с фирменным знаком — двумя лошадками. Невероятно, но все эти узнаваемые приметы популярной марки джинсов были изобретены более, чем за 100 лет до того, как мы впервые о ней услышали.

История джинсов будет неполной и неправдивой,

если не упомянуть еще одну причину их феноменального успеха в Америке. Климат и почвы американского Юга идеально подходят для выращивания хлопка. К 1830 годам в США производилась большая часть всего хлопка в мире. Хлопок был предметом стратегического экспорта и стал одной из причин Гражданской войны Севера и Юга в 60-х годах XIX века. В результате войны страна осталась единой, и именно изобилие собственного хлопка в США предопределило дальнейшую историю джинсов. Они были легкими в производстве, доступными, качественными и дешевыми, а потому столь популярными. К началу XX века джинсы были типичной одеждой рабочего класса по всей стране. Но только мужской.

Первые женские джинсы Levi’s были выпущены в 30-е годы XX века,

после того как женщины вовсю стали таскать мужские )) В то время были популярны ранчо-пансионаты, где можно было наслаждаться сельской жизнью и скакать верхом. Делать это в джинсах оказалось очень удобно, и женщины использовали мужские джинсы, пока вездесущий Levi’s не придумал специальные женские джинсы. По аналогии с легендарной мужской моделью Levi’s 501, женские джинсы получили название Levi’s 701.

Девушки в джинсах Levi’s на ранчо, 1930-е годы

Но женские джинсы оставались одеждой исключительно для прогулок в лесу, верховой езды или для сельхозработ на ферме. В приличное городское общество женщины и помыслить не могли прийти в джинсах. До этого момента в истории джинсов оставалось еще почти полвека.

Тут стоит отметить, что вплоть до Второй мировой войны американская мода была всего лишь отражением моды европейской, особенно французской. Самые богатые американки одевались у парижских кутюрье, для всех же остальных американские производители шили более или менее похожие копии. А во французском модном словаре слова «деним» тогда не было.

Но в 40-е годы Европе стало не до моды, в одном только Париже закрылось двести с лишним модных домов. Американским модельерам пришлось рассчитывать только на свою фантазию. И это стало толчком к развитию собственного, американского стиля и видения. Многие историки моды сходятся во мнении, что американская мода как таковая возникла именно в этот момент.

Костюмы, пальто и платья из денима

первой придумала шить Клэр Маккарделл, одна из родоначальниц американского стиля в моде. Она соединила грубую, рабоче-крестьянскую ткань с элегантными, женственными силуэтами. Сочетание несочетаемого — это то, что мы так любим в моде сейчас. А Клэр Маккарделл сделала это давным-давно — и покорила американский бомонд. Уже тогда модницам хотелось чего-нибудь экзотического, и они с удовольствием играли в простушек в дорогих платьях из непритязательного денима.

Джинсовое платье дизайна Клэр Маккарделл, 1942 год

Но если Вы думаете, что с этого началось триумфальный путь джинсов в каждый американский шкаф, то спешу Вас разочаровать. Это первое пришествие денима в моду было недолгим. Сейчас в это трудно поверить, но

в 50-е и 60-е годы джинсы были под запретом в американских школах!

Подростка могли выгнать из школы, если он пришел туда в джинсах. Наряду с белой хлопковой футболкой, кожаной косухой и грубыми ботинками, джинсы считались одеждой шантрапы, городских босяков из плохих районов. Именно так был одет герой Марлона Брандо в культовом фильме 50-х «Дикарь».

Марлон Брандо в фильме «Дикарь», 1953 год

Под влиянием успеха этого фильма продвинутая американская молодежь стала одеваться в джинсы в знак солидарности с рабочим классом и протеста против буржуазных предрассудков. Джинсы стали униформой для представителей молодежной контр-культуры, своеобразным маркером «свой-чужой». Девушки надевали джинсы, чтобы продемонстрировать свое равенство с мужчинами и сексуальную свободу. При этом вплоть конца 60-х годов джинсы были «не приняты в обществе», в джинсах нельзя было появиться в офисе, в ресторане или театре.

Популярный дизайнер женской одежды того времени Энн Фогарти была убежденной противницей джинсов. В своей книге «Одежда замужней женщины», изданной в 1959 году, она предупреждала американок: «Если Вы хотите удержать мужа, никогда, ни при каких обстоятельствах не носите джинсы!» В этом месте не могу не упомянуть, что сама Энн Фогарти была замужем трижды, и два из трех ее браков завершились разводом.

Революцию в истории джинсов произвел Кельвин Кляйн

В 70-е годы Кельвин Кляйн создал первые собственные джинсы, однако успехом они не пользовались. Тогда он использовал «китайскую» технологию дизайна (задолго до того, как ее освоили китайцы) — расшил пару классических джинсов Levi’s 501, внимательно изучил все детали и пропорции и повторил все в точности, однако придал джинсам более низкую посадку. Успех был колоссальный, и именно с легкой руки Кляйна джинсы стали предметом интереса серьезных дизайнеров.

15-летняя Брук Шилдс в рекламе джинсов Калвин Кляйн, 1979 год

Кто только не стал шить джинсы в 80-е и 90-е! Ральф Лоран, Глория Вандербильт, Жан-Поль Готье, Guess, DSquared2 — это лишь неполный список дизайнеров, которые доказали, что джинсы достойны подиума Высокой Моды. Они научились искусственно «состаривать» джинсы, придумали «выстиранные» и «вываренные» джинсы (помните модные «варенки»?), стали расшивать джинсы аппликациями и стразами, кружевами и перьями. Том Форд создавал фантастические джинсы во времена его царствования в Gucci в 90-е, а Ив Сен-Лоран как-то признался: он сожалеет, что синие джинсы изобрел не он! «Это самая прекрасная, самая практичная, самая расслабленная и непринужденная вещь в мире. У них есть экспрессия, но есть и скромность, они и сексуальны, и просты — это все то, чего я хочу добиться в своих вещах».

Модные джинсы этого года. Коллекция House of Holland 2017

За каких-нибудь 40 лет, начиная с 70-х годов, из одежды бунтарей и хиппи, не принятой в «приличных домах», джинсы превратились в самый массовый, самый востребованный, самый «ходовой» предмет гардероба, который носят все — от младенцев до пенсионеров, от студентов до миллионеров, от консервативных дам, равнодушных к моде, и до самых продвинутых и авангардных модниц. Без джинсов невозможно представить себе гардероб современного городского жителя, где бы он ни жил — в жаркой Италии или холодной Норвегии, на Диком Западе или на Дальнем Востоке.

И когда завтра Вы впрыгнете в любимую пару джинсов, комфортных как вторая кожа, знайте, что за ними — сотни лет истории, гений множества дизайнеров, которые поколение за поколением совершенствовали дизайн, крой и отделку, а еще — труд сотен тысяч простых людей, которые строчили и строчат день и ночь миллиарды, сотни миллиардов пар штанов. Каждый год в мире производится 1 240 000 000 пар джинсов. В среднем это около 3,4 миллиона пар в день! Слышите стук швейной машинки? Это прямо сейчас где-то строчат Ваши следующие джинсы!

И, если Вам интересно, откуда пришли в Ваш шкаф привычные вещи, читайте также историю неувядающего принта пейсли (он же «турецкий огурец»)

При создании статьи использованы материалы книги Тима Ганна «Библия моды», а также сайтов http://www.fashionintime.org/, https://www.pastemagazine.com/ и http://www.statisticbrain.com/

Cloche

Согласны? Не согласны? В любом случае, напишите комментарий! Я их всегда читаю и стараюсь оперативно отвечать. И заходите почаще, тут всегда много интересного )) Ваша Клеш

Источник

Джинсовый ликбез — сырьё, материалы, красители, технологии

Пару слов о джинсах…

Сейчас трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не носил такой предмет гардероба, как джинсы. В джинсах мы часто проводим время на отдыхе с семьёй, в учебных заведениях, а во многих случаях и на работе, т.к. дресскод во многих компаниях постепенно размывается, а затем и вовсе исчезает — просто примета времени, характеризуемая упрощением форм, смещением акцентов от формальности к комфортности, что, безусловно, скорее хорошо, чем плохо…

Для кого-то джинсы — это просто недорогая повседневная одежда, которую не жалко выбросить и заменить, если она придёт в негодность, для кого-то — это модная деталь гардероба, с помощью которой человек старается самовыразиться, для кого-то это не просто одежда, а предмет культа и интереса, и человек досконально знает о своей тёмно-синей паре, если не всё, то очень многое… Вокруг «брюк из денима» всегда витают легенды (как реальные так и вымышленные), есть в некотором смысле даже культ и хобби. Вокруг них не утихают споры, их история будоражит умы. В общем… даже самой технологичной мембранной одежде далеко до подобного культового статуса, который имеют джинсы. При этом джинсы — это одежда-долгожитель, она не сходит со «сцены» вот уже более ста лет.Сегодня мы постараемся разобраться, что же такое джинсы, какими они могут быть, какие технологии используются при их изготовлении и в чём же причина «джинсового феномена» в повседневной моде…

Читайте также:  Как правильно носить бриджи для похудения

История и развитие

Сразу стоит сказать, что ещё задолго до того, как знаменитый выходец из семьи эмигрантов из Баварии Лейб Штраус (Леви Страусс) запатентовал свой «комбинезон без верха» и, таким образом. положил начало создания первых джинсов, у одежды из подобной ткани существовала своя предыстория.Источники свидетельствуют о том, что французский город Ним был славен производством тканей, отдалённо напоминающих современную джинсовую саржу, ещё в раннем Средневековье. Термин «саржа из Нима» — serge de Nimes (sairjh du NEEM) был известным. Эта ткань была популярным товаром в Европе. Кроме того, из этой саржи шили не только одежду, но и паруса для кораблей.Другим европейским городом, оказавшим влияние на то, что мы сейчас понимаем под джинсами, была итальянская Генуя. Итальянские матросы из этого города носили прочную робу из парусины, которую называли «Дженес». Да и сам термин с некоторой долей вероятности мог родиться из переиначивания слова Genua. Так или иначе, но именно такие истории существуют вокруг слова «jeans».Кстати, интересный момент. В 2011-м году в Нью Йорке проходила выставка «The master of blue jeans», на которой были представлены несколько полотен неизвестного старинного европейского художника. На них были изображены люди в одежде, по своей окраске очень похожей на современную джинсовую.

Всё вышесказанное отнюдь не перечёркивает заслуги Леви Страусса, а скорее даёт понять, что сама идея джинсовой одежды появилась отнюдь не на пустом месте.

Более того, изначально предприятие Левис Страусса как раз и занималось продажей прочных тканей из Европы, активно использовавшихся для производства рабочей одежды. В то время в Америке был бум промышленного и городского строительства, а о таком явлении, как Золотая Лихорадка, я думаю, лишний раз напоминать не нужно.

Предприятие Страусса стремительно развивалось. Из нераспроданных остатков ткани, собственными силами была отшита партия прочных брюк для рабочих и золотоискателей собственного производства, которая очень успешно продавалась как в Сан-Франциско, так и в остальных Соединённых Штатах.Так со временем и появилась знаменитая на весь мир компания Levi’s.

Известно, что эти первые джинсы имели очень широкий покрой, всего лишь один задний карман, заклёпки на углах карманов и в паховом шву, вклёпанные пуговицы на поясе для крепления помочей и сзади хлястик (cinchback) для регулирования размера в поясе. Некоторые из джинов этого периода сохранились до наших дней, хотя и выглядят весьма ветхо.

Джинсовая одежда стала популярной в США, рабочие, золотоискатели, ковбои стали настоящими символами Америки. Вмести с ними популяризировалась и одежда, присущая этим людям. Кроме Levi’s стали появляться и другие производители, занимающиеся прочной надёжной рабочей одеждой.

Во время Второй Мировой войны джинсы нередко выпускали в более экономичном варианте. Так, всё те же знаменитые Levi’s 501 шли не только без скрытых заклёпок на задних карманах и с более дешёвым металлом на фурнитуре, но даже без характерной вышитой «арки», имитирующей клюв американского орла. Арка попросту наносилась на карман жёлтой краской. С одной стороны, производитель экономил на материалах, а с другой, стремился сохранить свою продукцию узнаваемой.

После войны постепенно набирал обороты «джинсовый бум». Кинематограф и печатная продукция создавали притягательные образы ковбоев, золотоискателей и авантюристов, в том числе и благодаря которым товары стали лучше продаваться.

Джинсовая одежда уверенно входила в повседневный гардероб и уже переставала восприниматься как что-то сугубо утилитарное.Джинсы стали восприниматься как неизбежный атрибут бунтарского образа, для которого также было характерно увлечение музыкой и мотоциклами. Таким образом, джинсы стали знаковой одеждой для американских субкультур того времени, например, т.н. «гризеров».

Кинематограф транслировал образы американских героев на весь мир. Джинсы стали ассоциироваться со знаменитостями и их кинематографическими образами, которые делали эту одежду ещё более популярной и притягательной.

С годами, став благодаря массовой культуре и рекламе, интернациональным явлением, джинсовая мода активно популяризировалась за пределами США, в то же время не теряя популярности у себя на Родине. Эта одежда в разное время стала восприниматься совершенно по-разному. Для рок-музыкантов 60-х и движения хиппи джинсы были атрибутом свободы, демократичной одеждой, которая нередко была так заношена, что была покрыта заплатами и, парадокс, за это ценилась ещё больше. А для панков времён Ramones джинсы — это в первую очередь были очень узкие штаны с характерной «рваниной».

В Европе некоторое время джинсы воспринимались в их классических формах. Однако позднее всё менялось и порой очень радикально. Так, среди панков и поздних скинхедов в 80-е существовала своя мода, выражавшаяся в характерном «вываривании» и получении причудливых расцветок. Позднее такое явление стало уже массовой модой, на которую со временем откликнулись производители, что позднее дошло в СССР в виде «варёнки».

В СССР джинсы были нередко предметом культа и обожания. Наряду с другими атрибутами «западной жизни», их покупали втридорога у перекупщиков, т.к. подобные вещи в свободной продаже встречались очень нечасто. Что, с одной стороны, порождало завышенные цены у вышеназванных перекупщиков на оригинальный товар, а, с другой стороны, попадание в продажу неоригинального контрафактного товара.

Официальная пропаганда как могла, бичевала подобные проявления вещизма, но, увы, была здесь бессильна. Наверняка многие читатели осознанно застали это время и сами могут поделиться своими историями.

В настоящее время в «джинсовом мире» царит полнейшее разнообразие и свобода. Существуют направления, где джинсы предлагаются просто как недорогая повседневная одежда, не обремененная традициями и культом.

В то же время многими производителями и дизайнерами джины могут представляться как некий атрибут роскоши, достатка и статуса. Нередко здесь обыгрывается культ знаменитостей и поп-звёзд, что, безусловно, также находит свой отклик среди потенциальных покупателей.

И, наконец, развитие «джинсовой культуры», сделав большой круг вновь вернулось к традициям и качеству. В настоящее время также очень популярна идея необработанного raw денима и джинсов в их первозданном классическом смысле. В этом направлении наиболее сильны японские производители.

Мир джинсов на данный момент очень разнообразен и многолик, и вполне способен удовлетворить интересы почти любого покупателя.

Сырьё для изготовления джинсов

Производство любого качественного и долговечного продукта базируется отнюдь не на модных фасонах, деталях и фурнитуре. Производство начинается с сырья. Традиционным сырьём для производства джинсов был и остаётся хлопок. Этот доступный материал производится в мировой экономике в огромных масштабах. Однако, здесь стоит придерживаться системного подхода и не смешивать всё сырьё в безликую массу. Часто бытует мнение, что «все джинсы одинаковы, т.к. все они изготовлены из очень похожего сырья». Даже на начальном уровне аргументации, можно сказать, что этот аргумент, мягко говоря, не соответствует действительности. Хлопок очень разный, имеет различное географическое происхождение, свойства и стоимость. То, каким будет сотканное полотно, во многом зависит не только от способов прядения и ткачества, но и непосредственно от вида сырья.Для начала рассмотрим, что такое хлопчатник? Это растение, достигающее высоты 4 метров. По мере созревания образуется характерный плод в виде «коробки» в которой затем созревает 5-10 семян.

Когда культура созревает эта «коробка» раскрывается и появляются характерные пушистые волокна, в большинстве случаев белого, однако в ряде случаев бывает волокно и других цветов.

Именно эти волокна впоследствии и используются для изготовления нитей.Производится качественный хлопок в таких странах как США, Китай, Индия, Пакистан, Узбекистан, Турция, Греция, Зимбабве, Кот Д’Ивуар, Бразилия, Египет и многих других. Как правило, в одной стране могут производиться несколько видов хлопка различных сортов. По этому, к примеру, утверждение о том, что знаменитый зимбабвийский хлопок — это обязательно хлопок с длинным волокном, неверно. Таким образом, хлопок используемый в джинсовой промышленности можно разделить как по степени длины волокна, так и по способу его культивирования.

Длинноволокнистый хлопок (Long Staple Cotton)

Для того, чтобы придать хлопковому саржевому полотну мягкость, требуется нить с меньшей степени скручивания. Этому требованию соответствует именно длинноволокнистый хлопок. Как правило это довольно дорогие сорта.

К известным сортам длинноволокнистого хлопка можно отнести:
Pima cotton Supima cotton Suvin cotton Zimbabwean cotton Egyptian cotton Sea Island cotton
В джинсовой промышленности довольно известен и популярен длинноволокнистый хлопок из Зимбабве. Такое сырьё с одной стороны обладает очень хорошими свойствами, а с другой стороны зимбабвийский хлопок стоит относительно недорого за счёт того, что данный вид хлопка не проходил международную сертификацию ELS. В то же время следует отметить, что сейчас производители из Зимбабве испытывают ряд трудностей, неизбежно влияющих на производство, в числе которых ряд экономических причин, а так же изменение климата в стране.

Коротковолокнистый хлопок (Short Staple Cotton)

Хлопок с коротким волокном — это более массовое и распространённое сырьё. Очень много такого хлопка производят в Азии и в США. В джинсовом производстве коротковолокнистый хлопок так же активно применяется.Произведённые из такого сырья нити требуют более жёсткого и плотного скручивания волокон. С одной стороны, сотканное из таких нитей саржевое полотно будет первоначально более жёстким и грубым (однако, любой деним при использовании тянется и становится мягче и комфортней), а с другой стороны, джинсы из такого денима, хотя и не будут очень мягкими изначально, как в случае с длинноволокнистым хлопком, несколько лучше держат форму и в несколько меньшей степени тянутся, что для кого-то будет скорее плюсом, чем минусом.

Нередко в описаниях товара встречается такое понятие как «органический хлопок» (оrganic cotton). В этом случае речь идёт на о сорте хлопка, а о способе его культивирования. В этом случае хлопок выращивается с минимальным использованием химических удобрений и машинного производства. Он по вышеуказанным причинам весьма дорог, однако активно применяется производителями, которые склонны «экологическим» идеям и «бизнесу с человеческим лицом» (например, шведская компания Nudie jeans). Известно, что достаточно востребованный органический хлопок выращивается в Турции.

Читайте также:  Как раньше катали валенки

Прядение нитей

Для того, чтобы собранный хлопок превратить в плотно, его необходимо превратить сначала в нити.Этот процесс довольно сложен и сам по себе состоит из нескольких трудоёмких процедур. Волокна очищают, треплют, смешивают, выравнивают для получения более-менее однородной массы с которой можно уже работать в дальнейшем.

Чаще всего из хлопка удаляют короткие «сорные» волоски, однако в некоторых случаях, для придания конечному изделию аутентичного «винтажного» внешнего вида, их оставляют.Волокна скручивают в толстые нити на ровничных машинах и затем уже прядут нити.

Прядение — это один из наиболее трудоёмких процессов, кроме того, прядильное производство достаточно вредно, нередки случаи лёгочных заболеваний работников на таких производствах. Особенно это касается «потогонных» предприятий в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, делающих массовые заказы для популярных производителей одежды.

Крашение нитей

После того, как пряжа будет сплетена в нити, в джинсовом производстве нить основы подвергают крашению. У качественных джинсов нить прокрашивают канатным способом (rope dying). Это крашение выполняется машинным способом, нить окунается в краситель и высушивается, такой цикл проходит 7-10 раз. Таким образом, нить прокрашивается постепенно от светло-голубого оттенка до традиционного чернильного индиго. При этом сама сердцевина нити не прокрашивается и деним впоследствии может иметь свойство красиво затираться со временем. Индиго сам по себе довольно нестойкий краситель, т.к. он плохо растворяется в воде и остаётся в той или иной степени «порошком». Однако, считается, что более мягкая нить из длинноволокнистого хлопка в силу своей более «рыхлой» структуры прокрашивается глубже и соответственно такие джинсы гораздо медленнее дают фейд, тогда как джинсы из хлопка с коротким волокном, имея более жёсткую скрученную нить, прокрашиваются менее глубоко и затираются быстрее. Для кого-то будет предпочтительнее один вариант, а для кого-то другой.

В подавляющем большинстве случаев крашение происходит синтетическим красителем индиго. Этот краситель куда как менее дорог, чем природный и технология окрашивания таким красителем отработана за долгие десятилетия.Изобрёл химический краситель индиго немецкий химик Адольф Фон Бауэр в 1865-м году.

Такой химический краситель нередко называют чистым индиго (pure indigo), однако не стоит путать его с естественным природным индиго (natural indigo) о котором речь пойдёт чуть ниже. Химический краситель был синтезирован Фон Бауэром из нитробензольдегида и ацетона. Полученный краситель был недорог и имел более ровный цвет, т.к. был очищен от различных примесей. Очень скоро германская химическая компания BASF запустила новый краситель в массовое промышленное производство. Иногда для придания определённого оттенка к красителю добавляется сера (sulfur) или нить может быть предварительно обрабатывается каустической содой.Что же касается натурального природного индиго, то джинсы, окрашенные таким красителем занимают очень узкую нишу, стоят очень дорого и предназначены для настоящих ценителей джинсовых традиций. Как правило это изделия японских мастеров. Чаще всего в качестве сырья для красителя используется растение индигофера (однако, в ряде случаев может использоваться и другое сырьё природного происхождения).

При приготовлении красителя, листья длительное время ферментируются. Затем, когда краситель уже готов, начинает проявляться характерный цвет индиго.

В большинстве случаев крашение нитей натуральным индиго производится мотковым способом вручную (хотя есть и более компромиссный и менее дорогой машинный способ). Надо ли говорить, что это крайне трудоёмкий и изнурительный процесс.


Нить кропотливо окрашивается и высушивается до тех пор, пока не получится необходимый оттенок.

Цвет природного индиго несколько более неровный и «рукотворный», чем у pure indigo, за что он любим настоящими ценителями перфекционистами. Такие джинсы никогда не издаются массово и имеют очень длительный производственный цикл.

Если немного отвлечься от джинсов, то стоит сказать, что краситель индиго в том или ином варианте использовался самыми разными народами. В России индиго использовался при окраске праздничной одежды, скатертей и т.п. Краситель настаивался в специальных чанах «кубах». Мастера «синильщики» готовили краситель и придавали ткани нужный оттенок.Вот примеры крашенных индиго вещей XIX века.

Деним

При упоминании слова «деним» вполне логично представляется ткань сотканная из окрашенных и неокрашенных нитей.Таким образом, деним представляет собой хлопковое полотно саржевого плетения, сплетённое из окрашенных нитей основы (warp) и неокрашенных нитей утка (weft). Иногда делают полотно из двух окрашенных нитей или же в достаточно редких случаях делают деним полностью неокрашенным (ecru), однако сути это не меняет.

В джинсовом производстве наиболее распространена саржа «правостороннего» плетения ( right hand twill или RHT). Если мы посмотрим на такое полотно, то будет видно направление ткани в правую сторону.

Саржа «левостороннего» плетения (left hand twill или LHT) распространена гораздо меньше. Впервые такой деним был использован американской компанией LEE. В принципе, никаких принципиальных отличий такое полотно не имеет, хотя в ряде случаев люди иногда упоминают такой твилл, как несколько более мягкий, что в прочем может никак не зависеть от направления плетения саржи.

Третьим вариантом денима является ломаная саржа (broken twill). В своё время такой вид плетения был впервые использован компанией Wrangler. Дело в том, что джинсы, изготовленные из левонаправленного или правонаправленного денима могут закручиваться по направлению плетения нити. Это не брак, а именно особенность таких джинов. В первую очередь это касается денима, выполненного по классическим традициям, который даёт существенную усадку. Существует специальный термин leg twist. Какие-то джинсы этому подвержены в меньшей степени, какие-то в большей. Порой этот эффект культивируется производителями намеренно для того, чтобы придать джинсам винтажный вид под старину.

Так вот, ломаная саржа была призвана нивелировать эту особенность саржевого полотна в силу особенностей своего плетения. В СССР многие называли такой деним «ёлочкой».

Что касается самого ткачества, то здесь существуют свои определённые нюансы, поверия и суеверия.Современные ткацкие станки способны ткать достаточно широкое и ровное полотно. Это в своё время произвело настоящую революцию в деним-производстве. Значительно уменьшилась себестоимость джинсов и при этом возросла производительность. В большинстве случаев современный деним именно «широкостаночный» и больших промышленных станках, например на вот таких марки Sulzer.

Кромка на таком дениме срезается, а край обрабатывается с помощью оверлока.

В то же время ревнители джинсовой классики и традиций считают, что «настоящие» джинсы изготавливаются только на станках челночного типа (shuttle looms), маркируемых ХХ. Такие станки куда как менее производительны и более капризны в обслуживании, при этом производительность их очень невысока. В то же время деним на таком производстве выходил с чуть прослабленной нитью, немного неровный и слегка «домотканный» (некоторые производители умышленно утрируют эту особенность, но это уже другой вопрос). Поскольку на таких станках выпускалась очень узкая полоса ткани, не было необходимости в обработке краёв, они оставлялись как есть, с кромкой. Исторически сложилось, что в кромку производитель денима вплетал цветную нить, чтобы компания-заказчик могла опознать свой рулон (к примеру, для Levi’s всегда вплеталась красная нить). Край такой штанины выглядит примерно как на фото ниже. Кромка называется selvedge, соответственно деним такого типа именуется селвидж-денимом (selvedge denim).

Нередко в джинс-индустрии бытует легенда, что такой деним производится исключительно на «старых станках», которых практически не осталось в США и они после войны были проданы в Японию. На самом деле это история ведёт к основателю японской марке Evisu, Хидехико Ямане, с лёгкой руки которого эта маркетинговая легенда стала едва ли не аксимомой.На самом деле станки челночного типа работали в Коун Миллз в США вплоть до ранних 80-х (хотя и не массово), а в настоящее производство подобного денима по причине моды на джинсовую традицию возрождено до промышленных масштабов.Что касается Японии, то вероятно какие-то американские станки могли попасть туда в качестве образцов, но само производство представлено в основном японскими станками, например вот такими марки Toyoda.

Несмотря на определённую ауру таинственности вокруг селвидж-денима, он вполне производился и в Италии, и в Турции, и в Китае, производится он и сейчас. В прочем, чему действительно стоит отдать должное, так это маниакальной приверженности японских производителей джинсовым традициям и требованию к качеству. Если речь идёт о серьёзных грандах джинсового производства, то будьте уверены, лучше японцев такой «старый» деним не делает никто.Ранее, когда данное направление не было так широко распространено, селвидж-деним почти наверняка означал очень высокое качество. В настоящее время на волне моды, рынок таких джинсов очень насыщен и не всегда можно считать, что селвидж=качество. Что в первую очередь касается компаний-новичков.Более того, иногда нечистые на руку китайские производители «нашивают» или подрисовывают некоторую имитацию селвиджа на обычный деним, что совсем уж выглядит карикатурной поделкой…

Таким образом, можно сделать вывод, что качественный деним можно получить как на современных «широких» станках для массового производства, так и на челночных станках «старого» типа. Наличие селвиджа автоматически не может сделать джинсы из подобного денима самыми качественными. На это влияет много факторов, от подбора сырья до грамотной конструкции и качества изготовления подобного изделия. Что безусловно немаловажно для того, чтобы сделать правильный выбор. А вот вопрос выбора хороших джинсов будет разобран в следующем материале.

Источник

Adblock
detector