Меню

Литературное чтение 3 класс тема сивка бурка



Сивка — Бурка. Русская народная сказка
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Вашему вниманию представлен конспект урока по литературному чтению для 3 класса!

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов

Конспект урока по литературному чтению

«Сивка — Бурка. Русская народная сказка»

учитель начальных классов

Михальченкова Александра Александровна

  1. Образовательные:
  1. познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;
  2. учить давать оценку поступкам героев;
  3. вспомнить структурные элементы сказки (зачин);
  1. Развивающие:
  1. продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);
  2. работа над предложением;
  1. Воспитательные:
  1. воспитать любовь к родному языку.
  1. Организационный момент
  2. Разминка
  3. Изучение нового материала

— первичная проверка восприятия и словарная работа

— работа над первой частью сказки

1. Организационный момент

— Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

— Прочитайте буквы, записанные на доске:

— Какие слова мы можем составить из этих букв? ( сказка, народ ) — на доске карточки с этими словами.

— А как эти слова могут быть связаны между собой? (народная сказка)

  1. Изучение нового материала.

— Давайте вспомни, в каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

— Кто сочиняет сказки? (сказки сочиняет народ)

1. Первичное восприятие.

— Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка — Бурка».

— Сейчас мы прослушаем первую часть сказки (слушаем аудиозапись). Откройте свой учебник на странице 40 и следите внимательно.

— Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке, которые даны в учебнике (обсуждение). Затем показать иллюстрации к этой сказке из других книг.

— Понравилась ли вам сказка?

— Какие чувства вы испытали при слушание сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать из перечня карточек нужные.

— В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа.

— Смысл каких слов был непонятен? (вещий — предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета) — на доску вывешиваются карточки с этими словами.

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — на место тихо сесть.

4. Работа над первой частью сказки.

— Давайте теперь вместе почитаем.

— Как начинается сказка? (жил — был)

— Сколько сыновей было у старика? (три)

— Число три — что это за число? (волшебное)

— Почему именно пшеницу посеял старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

— Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (милые мои дети)

— Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям) — на доску повесить карточки с качествами братьев.

— Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик)

— Что узнаем о старшем сыне? (такой же)

— Что мы узнаем о герое Иване? (предусмотрительный, смелый) — повесить карточки рядом с качествами братьев.

— Почему в полночь? (в полночь случается волшебство)

— Конь обычный или нет? (необычный)

— Что необычного? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) — заучиваем наизусть это описание.

— Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана? (умелый, сильный)

— Что дальше должно происходить, как вы думаете? (предположения детей)

— Как конь разговаривает с Иваном? (знает его по имени)

— Какую службу обещает сослужить? (великую)

— О чём думает Иван, взяв обещание с коня? (если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

— Как Иван мог найти коня? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) — заучиваем наизусть эти слова.

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить? (да, мог)

— О каком качестве Ивана это говорит? (честный)

— Иван рассказал как поймать коня? (нет)

— Почему? (потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

— Каким качеством еще обладают братья? (жадные, хитрые)

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его)

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

— Назовите героев сказки «Сивка — Бурка»

— Давайте вспомним описание коня? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет)

— Как мог позвать коня Иван? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)

— Откройте дневники, записываем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Источник

конспект урока 3 класс по литературному чтению «Сивка — Бурка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

конспект урока 3 класс по литературному чтению «Сивка — Бурка»

Скачать:

Вложение Размер
literchten3klass.docx 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: русская народная сказка «Сивка Бурка Класс: 3

Тип урока: закрепление

Цель: формирование представлений о добре и зле посредствам организации виртуального путешествия по русской народной сказке «Сивка-Бурка».

Личностные: развивать умения оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: развивать умения определять и формировать цель деятельности на уроке.

Предметные: развитие умения грамотно читать (учить понимать произведение, определять главную мысль).

Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними.

Предметные: знание и понимание добра и зла; умение пересказывать текст.

Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.

Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.

Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.

КУМО: учебник литературного чтения 3 класс; иллюстрация «Иван царевич и серый волк», запись на доске (эпиграф), карта.

Источник

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Пурклова Наталья Сергеевна
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка».

1. Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей;

2. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование потребности в систематическом чтении;

3. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и передавать последовательность сюжета, описывать героев.

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

• Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

• Формирование представлений о красоте в окружающем мире, людях;

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

Цель: организовать детей, настроить на учебный процесс. -Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Все ль на месте,

Все ль впорядке,

Ручка, книжка и тетрадка. Настраиваются на урок.

• Речевая разминка. — Проведём разминку. Разогреем наши голосовые связки. Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом разумом смекай да на ус мотай. (1 сл)

-Прочитайте про себя, 1 ученик, хором.

— Как понимаете смысл пословицы?

Ученики читают медленно, быстро, выразительно.

Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многое узнать, читая их.

Цель: актуализировать знания детей о сказках, подготовить к восприятию произведения.

1.1 Подготовка к восприятию. -Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка. У этой сказки нет автора, это сказка пришла из народа.

-Как мы называем такие сказки?

-Правильно! А вы знаете, как сочинялись русские народные сказки, ведь у них не было автора?

-А какие вы знаете русские народные сказки? (названия)

— Умницы! Наша сказка начинается со слов: «Жил-был старик, у старика было три сына ….». (2сл)

Можете продолжить это предложение?

-Верно. А теперь посмотрите на доску, на ней написаны заветные слова из сказки, но первые слова по дороге сюда потерялись. Давайте найдем эти слова, вы все их знаете.

Встань передо мной, как лист перед травой!» (3сл)

-Молодцы! Так как называется наша сегодняшняя сказка?

— Определим тему урока. (4сл)

Ребята, а вы знаете кто такой Сивка-бурка?

-Давайте посмотрим на картинку, и тогда вы поймете, о ком пойдет речь в нашей сказке. (5сл)

Скажите как вы думаете какова будет цель нашего урока? (6 сл)

-Верно, а теперь давайте познакомимся с самим произведением.

-Русские народные сказки.

Сказки передавались в народе из поколения в поколения, от отца к сыну и тд.

-Колобок, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван царевич и Серый волк и тд.

-Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

-Сивка-бурка.

-Сивка-бурка.

-Русская народная сказка Сивка-Бурка.

-Это волшебный конь или лошадь.

— Познакомимся с содержанием сказки

1.2 Первичное эмоциональное восприятие. Читает учитель, страницы учебника с 40-49. (слушаем аудиозапись) слушают и следят

1.3 Осмысление прочитанного/услышанного, его эмоциональная оценка, выражение своего собственного отношения.

— Понравилась ли вам сказка? А что вы представляли, когда слушали ее? — А какие эмоции у вас вызвала она? — Почему?

-Какие слова были непонятны? Посмотрим в словарике. (7 сл)

Пр: вещий каурка-конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его внешний вид и одежду.

Каурый – светло-каштановый, рыжеватый. Лошадь каурой масти. -Ответы детей.

Цель: научить детей анализировать произведение, научить выражать свое отношение к произведению.

2.1 Анализ сказки по частям. — А теперь, будем читать сказку по частям. По ходу чтения будем анализировать. Посмотрите на план сказки, по которому мы будем работать

1. 1я встреча Иванушки — дурачка с Еленой Прекрасной.

2. Как сыновья пшеницу стерегли.

3.2я встреча Иванушки-дурачка с Еленой Прекрасной.

4.3я встреча Иванушки-дурачка с Еленой Прекрасной.

Найдите ошибку в плане. (8 сл)

«Определите главную мысль 1 части».

Чтение по ролям.

«Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить.Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь,да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра.Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел.Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.»

-Какая проблема встала перед семьей в начале сказки?

-Как вы охарактеризуете братьев Ивана?

-Какое у вас сложилось впечатление в начале произведения об Иване?

«В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит.И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, —свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.»

-Кто воровал пшеницу?

-Опишите коня словами из текста?

-Почему Иван отпустил Сивку-бурку?

-Какие слова должен сказать Иван, чтоб появился конь?

-Поверили ли братья и отец Ивану?

«Необходимо поменять пункт №1 и №2 местами».

«Взялся за работу выполни её с честью».

— Кто-то воровал пшеницу.

Высказывают мнение.

-Положительное. Он поступил честно, добросовестно выполнил поручение отца.

-Конь: одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит-земля дрожит; из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

-Сивка-бурка обещал помочь ему.

-Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой.

Физминутка Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть. Повторяют за действиями учителя

-Как вы думаете, что произошло далее? Придумайте свой конец сказки!

-Хорошую ли службу сослужил Сивка-бурка Ивану?

— Как относитесь к Сивке-бурке? Можно ли назвать его преданным? Работа в парах (9 сл)

Учитель: «Напишите качества братьев и Иванушки-дурачка».

Проверка на доске. (10 сл)

-На какого героя вы хотите быть похожим?

-Кто из героев может послужить примером для вас? Работа в группах-(сл 11)

«Подобрать пословицу, которая отражала бы главную мысль сказки. Выберете смайлик нужного цвета, который соответствует цвету пословицы». Проверка на доске. (12 сл)

Добро сеять — добро и пожинать.

Доброму везде добро.

-Ответы детей. Варианты концовок.

Высказывают свое мнение, отношение к героям.

Пишут в тетрадях.

Высказывают свое мнение, отношение к героям.

Рефлексия. Подведение итогов. -Какое произведение мы сегодня читали?

-Как оно называется?

-Понравилось ли вам оно?

-Чему нас учит сказка? (13 сл)

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-С каким настроением уходите? (14 сл) -Ответы детей.

С. 40-49, Подготовить чтение без ошибок, нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. (15 сл)

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «А. П. Чехов «Мальчики» Пояснительная записка УМК «Школа России» Тема урока: А. П. Чехов «Мальчики» Место урока: это 14-й урок по разделу «Чудесный мир классики».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Федорино горе» Урок литературного чтения К. И. Чуковский «Федорино горе», 2 класс Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки» ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для.

Проектная задача по литературному чтению в 1 классе «Школа России» Проектная задача по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России», учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 4 классе Промежуточная аттестация 2017/2018 учебного года по литературному чтению в 4 классе Пояснительная записка Раздел 1. Спецификация итоговой.

Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе Тема раздела Картины родной природы (18 часов) Темы изучения Картины родной природы (18 часов) Цели изучения Сформировать эмоционально-ценностное.

Урок развивающего контроля по литературному чтению в 3 классе по ФГОС «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» Цель: обобщить знания по пройденному разделу “Собирай по ягодке — наберешь кузовок”. Форма проведения: урок – игра. Тип урока: урок развивающего.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК «Перспектива». Инсценировка русской народной сказки «Лисица и волк». ФГОС в начальной школе.

Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Урок по литературному чтению.

Источник

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-бурка»»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся

Скачать:

Вложение Размер
sivka-_burka_razrabotka_uroka.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Характеристика главных героев.
(учебник, с. 25-32; рабочая тетрадь, с. 25–26)

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся

научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»

познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения

выражают собственные чувства
при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных

задач при работе с художественным произведением

Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки

Источник

Читайте также:  Вязание спицами с описанием детских джемперов